Эта статья – для молодых мам детишек в возрасте от года, которые проводят со своими сокровищами большую часть времени и хотели бы насытить совместную жизнь разными интересностями. Здесь мы поговорим о том, как построить наше общение с малышом, чтобы с одной стороны, он гармонично развивался и радовал своими успехами, а с другой – нас не изъело чувство вины, что ребенку недостает материнского внимания.
Нащупать важный баланс между собственной «личной жизнью» и временем, посвященным малышу, поможет:
- понимание того, чем в принципе можно (и нужно) заниматься с ребенком;
- распорядок дня и примерный план совместных занятий (например, на неделю).
Итак, чтобы ребенок нормально и гармонично развивался (а также учился играть сам), нужно время от времени с ним заниматься. Чем? Наметим главные направления.
- Физическая активность (спорткомплекс, фитбол, подвижные игры). Занятия на крупную моторику. Логоритмика.
- Пальчиковая гимнастика. Упражнения на мелкую моторику.
- Сведения об окружающем мире.
- Основы математики. Развивающие игры.
- Музыка, песенки, ритмика.
- Развитие речи. Обучение чтению.
- Творческие занятия.
- Сюжетно-ролевые и просто игры. Кукольный театр.
- Чтение книжек. Сказки и истории.
- И, конечно, самостоятельная свободная игра как отдельное полезное мероприятие (ребенок затих и занят чем-то неопасным? – взрослые не вмешиваются, даже если по режиму пришло время кушать супчик).
С направлениями разобрались. Теперь дальше: как вместить это все в распорядок дня? На самом деле все вмещать и не надо. По большому счету, на игры с малышом нужно выделить не более 20-30-40 минут (в зависимости от возраста) 2 раза в день. Это время лучше всего наполнить занятиями, которые требуют внимания и сосредоточенности (окружающий мир, математика, чтение и т.д.) либо совместного творчества (рисование, лепка, кукольный театр, сюжетные игры).
Таким вещам как пальчиковая гимнастика, физкультминутки, песенки, развитие речи (отчасти) отдельное время вообще не нужно. Ими можно заниматься на прогулке (а также собираясь и возвращаясь с нее), в магазине, в машине. Кухня (когда мама на ней готовит обед или ужин) – лучшее место для упражнений на мелкую моторику. Уборка квартиры – замечательный повод «по-монтессориански» отточить хозяйственные навыки.
Книжкам, сказкам и историям отводится время перед сном. Либо когда мама устала и без сил валяется на кровати.
Поскольку малышам трудно долго удерживать внимание, виды деятельности надо чаще чередовать, отводя на одно задание-игру по 2-5-7 минут. Например: изучили насекомых по картинкам, потом позанимались логоритмикой, потом почитали книжку, потом попели и потанцевали, потом сделали математическое задание, наконец, попрыгали как зайчики и побегали на четвереньках как мышки. И все это за 20-30-40 минут.
Итог: чтобы ничего не упустить, составляем примерный план занятий на неделю (вы можете составить свой).
День недели |
Первая половина дня
(20-30-40 минут) |
Вторая половина дня
(20-30-40 минут) |
Понедельник |
Окружающий мир.
Развитие речи / чтение / игры |
Сюжетная игра |
Вторник |
Математика.
Развивающие игры |
Творческие занятия |
Среда |
Окружающий мир.
Развитие речи / чтение / игры |
Музыка, песенки, ритмика |
Четверг |
Математика.
Развивающие игры |
Кукольный театр |
Пятница |
Творческие занятия |
Сюжетная игра |
Выходные |
Поездка в зоопарк, парк развлечений, кафе, цирк, бассейн, на пикник, поход в гости, на кукольный спектакль, представление для детей и пр. Подвижные, сюжетные игры, чтение книжек. |
Все дни (когда получится, без фанатизма): пальчиковая гимнастика, упражнения на мелкую моторику, логоритмика, песенки, танцы и игра на музыкальных инструментах, подвижные игры (побегать, попрыгать, полазить), чтение книжек, заучивание стишков, сказки и истории, самостоятельные игры.
Ну и самое главное: мы не стараемся чему-то ребенка научить. Мы с ним ИГРАЕМ! И пробуждаем его интерес (хотя поначалу никакого интереса не будет, к этому нужно заранее морально подготовиться). Если малыш что-то не знает, не показывает, не выполняет просьбы, не может справиться с заданием – не расстраиваемся и не нервничаем. Все придет, всему свое время.
Мы не ставим себе никаких жестких норм по времени и количеству игр: устали – прерываемся и меняем сферу деятельности, увлекло что-то конкретное – радуемся и даем малышу полностью удовлетворить любопытство. Не нужно делать ничего, что нам не нравится (а тем более, если что-то активно не нравится ребенку). Ведь интерес и рождается из удовольствия и общих радостных эмоций.
И, естественно, не стоит взваливать все занятия с ребенком только на себя. Можно распределить «зоны ответственности»: папе «поручить» математику или, например, физкультминутки и подвижные игры, бабушке – делегировать творческие занятия, чтение книжек и т.д.
Ирина Чеснова
При размещении этого материала на других ресурсах не забудьте добавить активную ссылку:
www.irina-chesnova.ru.