Учимся читать
«Как хорошо уметь читать…» Но мы ведь продвинутые родители, правда? Мы же с вами знаем, что умение складывать буквы в слова – это не самое важное в развитии ребенка. Самое важное – это раскрытие его талантов, исследование мира, большого и удивительного, радость от собственных открытий. Но все же… Если не превращать чтение в самоцель, начинать изучать буквы и слоги можно уже после полутора-двух лет.
- Начинаем с того, что на занятиях по окружающему миру показываем малышу карточки с изображениями и надписями (что изображено). Просто обращаем внимание на картинку и слово.
- После 2 лет можно начать показывать малышу слоги, нарисованные крупными печатными буквами на небольших картонках (согласный звук – синий, гласный – красный). Рассказываем мини-сказку («На свете живут интересные существа – слоги. Они очень дружат и везде ходят вместе. Я рассказала им, что у меня есть такая замечательная дочка, и они захотели с тобой познакомиться. Ну что, позовем их в гости?»).
Показываем слоги, несколько раз проговариваем, как кого «зовут», например: это МА-это МО-МУ-МЭ-МЫ (твердые звуки), через пару занятий «в гости приходят» – МЯ-Мё-МЮ-МЕ-МИ (мягкие). После «знакомства» показываем две карточки из только что продемонстрированных и просим найти определенный звук («давай посмотрим, запомнила ли ты, как кого зовут, кто из них МО?»). И так далее изучаем другие слоги русского языка: сначала открытые (согласный+гласный), а затем обратные (гласный+согласный). По ходу придумываем все новые и новые мини-сказки.
Если есть желание освоить кубики Зайцева,
покупаем их (если они несобранные – собираем), вешаем на стену таблицы и «пропеваем» согласно инструкции (прилагается к комплекту).
- Одновременно так же по карточкам учим только гласные звуки, написанные красным («а сегодня к нам в гости придут поющие звуки, смотри, у них красные платьица»): А-О-У-Э-Ы, в другой день Я-ё-Ю-Е-И. Объясняем малышу, что гласные звуки – это такие звуки, которые можно пропеть. И поем («ааа-ооо-ууу»). Покупаем магнитную азбуку и обводим изучаемые гласные пальчиком.
- После 3-3,5 лет постепенно, не форсируя событий (!), переходим к изучению согласных звуков. Согласные звуки – это такие звуки, при произнесении которые требуется усилие («ммм – наши губы, как двери, мешают звуку вырваться наружу»).
Важно: здесь нужно называть не букву, а звук, который она обозначает (не [эм], а [м], не [ка], а [к]).
Снова придумываем мини-сказку. Рисуем на листе бумаги согласный звук (например, С), рассказываем, какой он («у него много друзей»), несколько раз показываем малышу, как он произносится. Затем в
уголках листика рисуем знакомые гласные звуки (А, О, У). Говорим , что звук С очень любит ходить в гости к своим друзьям, и как раз сейчас его зовет к себе звук А, чтобы вместе спеть песенку. С помощью ручки (карандаша, фломастера) делаем «дорожку» от С к А и объясняем, что первый звук (С) надо тянуть до тех пор, пока карандашик не добежит до гласной (ССССССА): «это и есть та песенка, которую они обычно вместе поют».
Данный метод лег в основу замечательного «Букваря» Н.С. Жуковой. В настоящий момент это самое популярное пособие для обучения детишек чтению. Учиться читать можно по этому букварю. Но если пока сложновато, можно перенести метод Жуковой на бумагу и рисовать слияния звуков прямо на глазах у ребенка. Это, кстати, намного интереснее, чем заниматься по книге.
После того, как мы прочитали слоги, пишем их (СА, СО, СУ). В течение следующих дней как бы невзначай снова пишем их на бумаге и предлагаем ребенку прочитать. Через подобное повторение и постоянное прочтение происходит нужное нам зрительное запоминание.
-
Таким же способом изучаем обратные слоги: теперь у нас гласный идет в гости к согласному, чтобы спеть песенку. Получаются АС, ОС, УС
и т.д. Снова несколько дней пишем эти слоги и предлагаем малышу прочитать.
-
Таким образом проходим все согласные в любых комбинациях с гласными. Играем со слогами (обучаем игрушки слогам, составляем их с помощью магнитной азбуки и т.д.). На листе ватмана рисуем «слоговый домик» и вписываем туда слоги, которые мы изучили. Даем задания: найти определенный слог, прочитать цепочки слогов (по гласной) – БА, ВА, ГА, ДА и т.д., прочитать слог и договорить слово (БА – бабушка, ВА – валенки). Слоги ЖЫ, ЖЯ, ЖЮ, ЖЭ, ШЫ, ШЯ, ШЮ, ШЭ, ЧЯ, ЩЯ, ЧЮ, ЩЮ, ЧЫ, ЩЫ, ЧЭ, ЩЭ, ХЫ, ХЯ, Хё, ХЮ, ЦЯ, Цё, ЦЮ, ЦЭ в «домик» не вписываем,
т.к. в русском языке их нет.
- Если малыш уверенно держит в руке карандаш, слоги можно писать пунктиром (печатными буквами) и предлагать ему обводить.
- Снова возвращаемся к «Букварю» Н.С. Жуковой и закрепляем успехи.
- После 4 лет нам еще предстоит: научиться делить слово на слоги (для этого, проговаривая слово, хлопаем в ладоши или стучим по столу на каждый слог – ко-ро-ва – и по количеству хлопков определяем количество слогов, позже нужно сказать ребятенку, что в слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков), находить на слух определенный звук в начале, середине или конце слова. Изучить закрытые слоги (СОН, НИК) и слоги со стечением согласных (СЛО, СТРА).
- Умение читать слова появляется у детей, как правило, после 5 лет.
|
Ирина Чеснова
//
При размещении этого материала на других ресурсах не забудьте добавить активную ссылку: www.irina-chesnova.ru.
|