Как развивать речь малыша?
Для развития речи годится буквально все: рассказы о том, что нас окружает, чтение потешек, стихотворений, сказок (в лицах и с игрушками), истории собственного сочинения, разглядывание картинок. На прогулке описываем каждую мелочь: куда идем, кого встретили по дороге, как называются части дерева, из каких частей состоит дом или автомобиль, в какие игры играем на детской площадке и так далее.
1-2 года
- Развиваем речевое дыхание (сдуваем с ладошки ватку; дуем на одуванчики, мелко разрезанные бумажки, на горячий суп; берем чашечку с водой, трубочку для коктейля, пускаем под водой пузыри; дышим, как собачка, когда ей жарко).
- Делаем артикуляционную гимнастику (мы показываем – малыш повторяет: «А ты так можешь?»): надуваем щеки, широко открываем рот, улыбаемся закрытым ртом, складываем губки трубочкой, выполняем различные движения языком – например, цокаем, слизываем варенье с губ, двигаем высунутым языком из стороны в сторону, пытаемся дотянуться до носа и до подбородка, изображаем, как воет волк, как котенок лакает молоко.
- Поем в течение дня детские песенки, а перед сном – колыбельные.
- Занимаемся пальчиковой гимнастикой, логоритмикой, упражнениями на мелкую моторику.
- Учим малыша понимать наши просьбы и вопросы. Если он чего-то не понимает, объясняем ему знаками, показываем сами, отвечаем за него.
- Показываем и проговариваем все предметы в доме, предметные и сюжетные картинки из книжек («Это бегемотик / бегемотик вытирается полотенцем»). Покупаем книжки типа «Мой первый словарик», «Альбом по развитию речи для самых маленьких», «Игры со сказками» и расширяем словарный запас по ним.
- Читаем малышу потешки, детские стишки, короткие сказки. Разглядываем картинки.
- Берем смешную игрушку (куколку), показываем и проговариваем: «Наша куколка умеет ходить» (стучим ножками куколки об пол), «Наша куколка умеет бегать» (куколка «бежит», малыш вместе с ней), «Наша куколка прыгает, смотри, высоко-высоко, а ты так умеешь?», «Наша куколка умеет сидеть», и дальше «умывается», «кушает», «гуляет», «играет в игрушки», «ложится спать».
- Почаще спрашиваем «Что это?», «Что делает?», «Какой он?», «Для чего это нам?» и сами же отвечаем.
- Учим, как «разговаривают» животные: «Корова мычит – мууу, тигр рычит– р-р-р, собачка лает – ав-ав, комар пищит – з-з-з, жук жужжит – ж-ж-ж, змея шипит – ш-ш-ш, петух кукарекает – ку-ка-ре-ку, волк воет – у-у-у, овечка блеет – бе-е-е, лошадка ржет – иго-го» и так далее.
- Читаем стихи на звукоподражание:
Пролетел веселый жук (Ж-Ж-Ж). |
Тигры рычат: (ГАР-Р-Р), |
Зазвенел комарик вдруг (3-3-3 ). |
Вороны кричат: (КАР-Р-Р ), |
Ветер ветки раскачал (У-У-У), |
Кони хрипят: (ХР-Р-Р), |
Шарик тоже зарычал (Р-Р-Р ). |
Ставни скрипят: (СКР-Р-Р), |
Зашумел в воде камыш (Ш-Ш-Ш ). |
Холодно мне: ( БР-Р-Р). |
И опять настала тишь (Ш-Ш-Ш). |
|
- Проговариваем «чистоговорки» (сначала мы сами, со временем
вместе с малышом, можно даже придумывать новые рифмы).
Сперва работаем
с открытыми слогами:
Ма-ма-ма: я иду сама
Бы-бы-бы: валит дым из трубы
Ту-ту-ту: еду в Воркуту
Ны-ны-ны: топают слоны
Гу-гу-гу: по берегу бегу
Са-са-са: в лесу бежит лиса
Су-су-су: смотрим на осу
Се-се-се: радуемся все
Ли-ли-ли: в море корабли
Лы-лы-лы: суп соленый не соли
Ло-ло-ло: в дереве дупло
Ля-ля-ля: круглая земля
Ри-ри-ри: на маму посмотри
Ра-ра-ра: мы поём с утра
Ро-ро-ро: я несу ведро. |
Дальше играем
с закрытыми слогами:
Ом-ом-ом: мы построим новый дом
Аф-аф-аф: у меня сломался шкаф
От-от-от: ягод полон рот
Ук-ук-ук: не садись на сук
Ох-ох-ох: а у нас поспел горох
Ас-ас-ас: спелый ананас
Ос-ос-ос: на дереве кокос
Ус-ус-ус: папа дует в ус
Ес-ес-ес: в лесу полно чудес
Ал-ал-ал: наш щенок пропал
Ол-ол-ол: сели все за стол
Ыл-ыл-ыл: суп уже остыл
Ар-ар-ар: тушим мы пожар
Ор-ор-ор: выметаем сор
Ир-ир-ир: мы устроим пир. |
- Затем переходим к трудным звукам Ш, Ж, Щ, Ч.
Ши-ши-ши: кашу любят малыши
Ша-ша-ша: кашу кушай не спеша
Жа-жа-жа: я нашел в лесу ежа
Жу-жу-жу: я с ежами не дружу
Щи-щи-щи: ты игрушку поищи
Ща-ща-ща: нет капусты для борща
Чо-чо-чо: у меня болит плечо
Чу-чу-чу: ну тогда иди к врачу. |
Ош-ош-ош: на кого же ты похож?
Иш-иш-иш: от меня не убежишь
Иж-иж-иж: встретился в саду мне чиж
Уж-уж-уж: на дорогу выполз уж
Ищ-ищ-ищ: у тебя на щечке прыщ
Ощ-ощ-ощ: вкусный у бабули борщ
Ущ-ущ-ущ: вырос на заборе плющ
Ач-ач-ач: прилетел весною грач. |
- Подговариваем любящих родственников, пусть они звонят малышу и разговаривают с ним по телефону, задавая простые вопросы, на которые ребятенок может ответить.
3-4 года
С детьми старше 3 лет уже можно играть в разнообразные речевые игры, в том числе с мячом.
- Общее и различное. Ставим перед малышом две игрушки (например, мишку и зайчика) и обсуждаем, чем они похожи (оба звери и оба пушистые), а чем друг от друга отличаются (мишка – коричневый, а зайка – серенький, мишка ест малину, а зайка – морковку и так далее). Повторяем эту игру в разных вариантах (ищем общее и различное у кресла и стула, у ложки и вилки, у карандаша и ручки, у яблока и арбуза, сахара и соли, домика и гаража, птицы и самолета, шкафа и холодильника, пня и дерева и так далее).
- Играем «в инопланетян»: изображаем пришельца, говорим малышу, что только что прилетели с Луны, ничего здесь не знаем, не понимаем, просим объяснить, что как называется (мыло/тапочки/сковорода/градусник/часы) и зачем это нужно.
- Играем с мячом. Учимся образовывать существительные множественного числа. Берем мячик и называем любые существительные: «Яблоко» (кидаем мячик). Малыш должен назвать существительное во множественном числе: «Яблоки». И так далее: ложка-ложки, стул-стулья, ухо-уши, пальто-пальто (!) и т.д.
По такой же схеме играем в другие игры. Например, называем обобщающее слово (фрукты) и по очереди, кидая друг другу мячик, называем все фрукты, которые знаем (груша, персик, апельсин и др.).
Еще игры: «Животные и их детеныши».
«Кто так разговаривает?» (кто рычит, кто мяукает, кто шипит, кто чирикает и т.д.).
«Подскажи словечко» (стол стоит, а картина…; лягушка прыгает, а лошадь…; корова ест травку, а медведь…, суп варят, а пирог…).
«Кто где живет?» (где живет медведь, где живет собака; кто живет в скворечнике, кто живет в улье).
«Что делают животные?» (утка летает, плавает, ныряет, крякает; корова пасется, жует травку, мычит, дает молоко).
«Кто как передвигается».
«Профессии» (художник – рисует, врач – лечит, парикмахер – стрижет).
«Противоположности» (горячий – холодный, добрый – злой, веселый – грустный, мальчик – девочка).
«Что каким бывает?» (что бывает красным – яблоко, помидор, лицо, лист; что бывает теплым – день, чай, плед, компания; что бывает горьким – лекарство, хрен, шоколад).
«Цвета» (апельсин – оранжевый, солнце – желтое, незабудка – голубая).
«Дни недели», «Месяцы года».
«Живое-неживое», «Съедобное-несъедобное» и т.д.
- Сесиль Лупан в своей книге «Поверь в свое дитя» предлагает множество интересных игр для развития речи. Например, нужно подобрать слова: медленный, как... (кто, что), быстрый, как..., круглый, как..., красивый, как..., свежий, как… и т.д.
- Вместе с малышом сочиняем рифмы к словам: столик-кролик, сало – мало, кран-баран и т. д. Можно даже сочинять маленькие стишки.
- По-прежнему читаем ему книжки, рассказываем на ночь истории, например о том, каким он был маленьким и что делал.
- Проговариваем скороговорки.
Ехал Грека через реку,
Видит Грека: в реке – рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку – цап.
Расскажите про покупки.
Про какие про покупки?
Про крупу и про закрупки.
Наш Полкан попал в капкан.
Купила бабуся бусы Мapусе.
Течет речка, печет печка.
Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.
Коси, коса, пока роса.
Роса долой и мы домой.
От топота копыт пыль по полю летит и др.
- Читаем мини-рассказы и просим малыша их пересказать. Просим пересказать мультик или любимую сказку.
- Составляем рассказы по картинкам из книжек и пособий (это очень нужный навык, который затем пригодится в школе!).
Ирина Чеснова
//
При размещении этого материала на других ресурсах не забудьте добавить активную ссылку: www.irina-chesnova.ru.
|