Эти занятия не только расширяют представления малыша об окружающем мире и развивают речь, но и учат группировать предметы по определенному признаку (стол, стул, кресло, шкаф = мебель). Ведь умение видеть общее и называть группу предметов обобщающим словом – одна из важнейших характеристик здорового мышления.
В качестве обучающего материала на таких занятиях чаще всего используются: картинки, игрушки (фигурки животных, машинки), муляжи (овощей/фруктов), пластмассовые фишки из лото, фанерные рамки-вкладыши. На картинках обязательно пишется слово, обозначающее то, что изображено (внизу или на обороте). Картинки можно вырезать из журналов, специальных наборов («Мир в картинках»), показывать в книжках («Моя первая книга») либо скачать из Интернета.
Замечательные пособия для занятий: серии «Умные книжки», «Школа семи гномов», «Дружок» и др.
Можно, кстати, вообще отказаться от всяких карточек и показывать малышу тематические презентации, в изобилии представленные в Интернете.
На втором году жизни изучаем только основные понятия:
- овощи/фрукты,
- животные (дикие, домашние)
и как они «разговаривают»,
- птицы,
- морские обитатели,
|
- растения (цветы, деревья),
- одежда, обувь,
- транспорт,
- мебель, посуда
- игрушки.
|
После 2 лет мы пройденные категории повторяем, углубляем их и добавляем новые:
- обитатели пустыни/джунглей/саванн,
- дикие/домашние животные и их детеныши,
- кто где живет, кто что ест,
- речные/морские рыбы,
- насекомые,
- ягоды,
- зимняя одежда/летняя одежда,
|
- профессии,
- времена года, время суток,
- погода и явления природы,
- музыкальные инструменты,
- части тела,
- мой дом, предметы обихода,
- продукты,
- город - деревня.
|
После 3 еще больше расширяем кругозор, при этом не забывая и повторяя то, что уже пройдено. Добавляем:
- планеты солнечной системы,
- виды спорта,
- праздники,
- эмоции,
- спецтехника,
|
- инструменты,
- грибы,
- садовые/полевые цветы,
- деревья и их листья,
- дни недели и месяцы года.
|
Как строится занятие? Выбираем тему (например, «игрушки») и показываем малышу «обобщающую» картинку (изображение детской комнаты), которая «встраивает» изучаемые предметы/явления в окружающий мир. Затем показываем картинки (фигурки, муляжи, рамки-вкладыши) с отдельными предметами и называем, что на них изображено (что это): «Смотри, что я тебе покажу: это куколка, это машинка, это мячик, это пирамидка, это юла. И все вместе (хлопаем в ладоши) – игрушки. Хлопай и повторяй за мной: игрушки (хлопаем)». Еще раз проговариваем, что изображено на картинках. Затем задаем вопросы (и поначалу сами же на них отвечаем) или даем задания: «Покажи куколку – вот куколка. А где пирамидка? – Вот пирамидка. А это что? – Мячик! И все вместе (хлопаем в ладоши) – игрушки!». За один раз лучше всего изучать не более 5-6 предметов.
Когда ребятенок научится говорить, просим его назвать все предметы. И снова закрепляем обобщающее слово («И все это – игрушки!»).
Каждую из тем желательно изучать 2-3 раза подряд. И не забываем, что мы не учимся, а играем!
Игра для детишек от 3 лет: берем мячик и называем несколько представителей (предметов) одной категории, кидаем мячик – малыш должен назвать обобщающее слово. Например: «молоко, сыр, хлеб, мясо, сметана – это …(кидаем мячик)». Малыш ловит мячик и отвечает – «продукты»; «стул, стол, диван, шкаф – это … (кидаем мячик) – мебель» и т.д.
Другой вариант игры: называем обобщающее слово (например, фрукты) и по очереди, кидая друг другу мячик, называем все фрукты, которые знаем (груша, персик, апельсин и т.д.).
Ирина Чеснова
При размещении этого материала на других ресурсах не забудьте добавить активную ссылку:
www.irina-chesnova.ru.