Умные мысли
«Почему мы
не влюбляемся каждый месяц в кого-то нового? Потому что при расставаниях нам пришлось бы лишаться частицы собственного сердца»
(З. Фрейд)
От 1 до 7. Растем!
Чему должен научиться ребенок к 4 годам?
Этот список – не мерило развитости малыша и родительской «профпригодности». Это некий пласт, основа, базис определенных навыков и умений, которые необходимо освоить для того, чтобы перейти к следующему этапу развития. Это фундамент, на который впоследствии будут накладываться кирпичики более глубоких знаний .

Поэтому призываю вас рассматривать нижеследующий текст не как истину в последней инстанции, а как некий ориентир, определенную канву, легкий набросок карандашом – в конце концов, ведь нужно же от чего-то отталкиваться?

Итак, чему должен научиться малыш к четырем годам?
Окружающий мир:
  • Называть свое имя, фамилию, имена ближайших родственников
  • Знать, сколько ему лет, город, где живет.
  • Знать основные цвета.
  • Знать времена года, погодные явления, время суток и их характерные признаки.
  • Знать овощи/фрукты, диких и домашних животных, несколько видов птиц, деревьев, цветов, профессий, виды транспорта, привычные бытовые предметы и их назначение.
Мышление:
  • Отвечать на простейшие вопросы (Сколько ножек у стола? Для чего нужен зонтик?).
  • Решать логические задачки (кто что ест, кто где живет, что к чему подходит – лыжи к палкам, грибы к корзинке, погремушка к малышу).
  • Самостоятельно собирать пирамидку из 5-7 колец в правильном порядке, вкладывать друг в друга разноразмерные формочки.
  • Находить лишний предмет среди других похожих и объяснять свой выбор.
  • Находить предмету пару или половинку.
  • Сравнивать предметы между собой (чем похожи и чем отличаются, например: табуретка-кресло, ручка-карандаш).
  • Знать признаки предметов (стеклянный, деревянный, мягкий, пятнистый, квадратный), их свойства (гора – высокая, мяч – круглый, мама – красивая). Подбирать противоположности (большой-маленький, горячий-холодный, веселый-грустный, добрый-злой).
  • Знать обобщающие названия групп предметов (лиса, заяц, медведь, волк – животные; стул, стол, диван, шкаф – мебель; грузовик, автобус, троллейбус, самолет – транспорт).
  • Находить выход из нарисованных «лабиринтов».
  • Отгадывать простые загадки («Стоял на крепкой ножке – теперь лежит в лукошке»).
Внимание:
  • Выполнять задание, не отвлекаясь в течение 5 минут.
  • Собирать по образцу простые постройки из конструктора.
  • Находить сходства и различия в картинках, между двумя игрушками.
  • Находить одинаковые предметы.
  • Собирать «разрезные картинки» (4 части).
Память:
  • Повторять за взрослым на слух несколько слов/слогов/цифр.
  • Находить исчезнувший предмет из показанной группы в 4-5 предметов.
  • Рассказывать наизусть несколько стихов, потешек, петь песенки.
  • Запоминать содержание увиденного рисунка.
  • Помнить недавно произошедшие или запоминающиеся события из своей жизни (в чем ты вчера ходил гулять, какие у тебя игрушки).
  • Пересказывать содержание услышанной сказки.
Математика:
  • Знать порядковый и количественный счет до пяти/десяти, цифры до пяти/десяти.
  • Знать понятия – один-много, право-лево, верх-низ, самый (самый большой, самый толстый)
  • Знать геометрические фигуры, показывать предметы, на них похожие.
  • Уметь сравнивать 2-3 предмета по величине, широте, длине (больше-меньше, шире-уже, длиннее-короче) и группы предметов – по количеству (больше-меньше-поровну).
Речь:
  • Знать, животных и их детенышей, как они «разговаривают», что умеют делать (птица летает, волк бегает, червяк ползает, утка плавает, лягушка прыгает, лошадь скачет),
  • Называть части, из которых состоит предмет (дом состоит из стен, окон, крыши, двери, трубы и так далее).
  • Рассказывать своими словами сюжет увиденной картинки или услышанной сказки.
  • Правильно строить предложения, согласовывая слова в роде, числе и падеже.
  • Правильно употреблять предлоги.
  • Отвечать на простые вопросы (для чего нужны мыло/тапочки/сковорода/градусник/часы, что делает повар/строитель/парикмахер/певец/пожарный и тому подобные)
Мелкая моторика:
  • Проводить прямые (вертикальные, горизонтальные наклонные), волнистые линии нужной длины, рисовать круги, прямоугольники.
  • Обводить рисунки по точкам, не отрывая карандаш от бумаги.
  • Раскрашивать или заштриховывать картинки, не выходя за контур.
  • Катать из кусочков пластилина шарики и бревнышки.
  • Катать камешки, бусинки, собирать пальцы в щепотку.
  • Нанизывать пуговицы или бусины на нитку, завязывать узлы на толстой веревке.
  • Показывать колечки, поочередно соединяя каждый пальчик с большим.
  • Застегивать молнии, пуговицы, крючки.
  • Собирать кубики, мозаику, конструктор.


Ирина Чеснова
// При размещении этого материала на других ресурсах не забудьте добавить активную ссылку: www.irina-chesnova.ru.
Комментарии к статье: