Чему должен научиться ребенок к 4 годам?
Этот список – не мерило развитости малыша и родительской «профпригодности». Это некий пласт, основа, базис определенных навыков и умений, которые необходимо освоить для того, чтобы перейти к следующему этапу развития. Это фундамент, на который впоследствии будут накладываться кирпичики более глубоких знаний .
Поэтому призываю вас рассматривать нижеследующий текст не как истину в последней инстанции, а как некий ориентир, определенную канву, легкий набросок карандашом – в конце концов, ведь нужно же от чего-то отталкиваться?
Итак, чему должен научиться малыш к четырем годам?
Окружающий мир:
- Называть свое имя, фамилию, имена ближайших родственников
- Знать, сколько ему лет, город, где живет.
- Знать основные цвета.
- Знать времена года, погодные явления, время суток и их характерные признаки.
- Знать овощи/фрукты, диких и домашних животных, несколько видов птиц, деревьев, цветов, профессий, виды транспорта, привычные бытовые предметы и их назначение.
Мышление:
- Отвечать на простейшие вопросы (Сколько ножек у стола? Для чего нужен зонтик?).
- Решать логические задачки (кто что ест, кто где живет, что к чему подходит – лыжи к палкам, грибы к корзинке, погремушка к малышу).
- Самостоятельно собирать пирамидку из 5-7 колец в правильном порядке, вкладывать друг в друга разноразмерные формочки.
- Находить лишний предмет среди других похожих и объяснять свой выбор.
- Находить предмету пару или половинку.
- Сравнивать предметы между собой (чем похожи и чем отличаются, например: табуретка-кресло, ручка-карандаш).
- Знать признаки предметов (стеклянный, деревянный, мягкий, пятнистый, квадратный), их свойства (гора – высокая, мяч – круглый, мама – красивая). Подбирать противоположности (большой-маленький, горячий-холодный, веселый-грустный, добрый-злой).
- Знать обобщающие названия групп предметов (лиса, заяц, медведь, волк – животные; стул, стол, диван, шкаф – мебель; грузовик, автобус, троллейбус, самолет – транспорт).
- Находить выход из нарисованных «лабиринтов».
- Отгадывать простые загадки («Стоял на крепкой ножке – теперь лежит в лукошке»).
Внимание:
- Выполнять задание, не отвлекаясь в течение 5 минут.
- Собирать по образцу простые постройки из конструктора.
- Находить сходства и различия в картинках, между двумя игрушками.
- Находить одинаковые предметы.
- Собирать «разрезные картинки» (4 части).
Память:
- Повторять за взрослым на слух несколько слов/слогов/цифр.
- Находить исчезнувший предмет из показанной группы в 4-5 предметов.
- Рассказывать наизусть несколько стихов, потешек, петь песенки.
- Запоминать содержание увиденного рисунка.
- Помнить недавно произошедшие или запоминающиеся события из своей жизни (в чем ты вчера ходил гулять, какие у тебя игрушки).
- Пересказывать содержание услышанной сказки.
Математика:
- Знать порядковый и количественный счет до пяти/десяти, цифры до пяти/десяти.
- Знать понятия – один-много, право-лево, верх-низ, самый (самый большой, самый толстый)
- Знать геометрические фигуры, показывать предметы, на них похожие.
- Уметь сравнивать 2-3 предмета по величине, широте, длине (больше-меньше, шире-уже, длиннее-короче) и группы предметов – по количеству (больше-меньше-поровну).
Речь:
- Знать, животных и их детенышей, как они «разговаривают», что умеют делать (птица летает, волк бегает, червяк ползает, утка плавает, лягушка прыгает, лошадь скачет),
- Называть части, из которых состоит предмет (дом состоит из стен, окон, крыши, двери, трубы и так далее).
- Рассказывать своими словами сюжет увиденной картинки или услышанной сказки.
- Правильно строить предложения, согласовывая слова в роде, числе и падеже.
- Правильно употреблять предлоги.
- Отвечать на простые вопросы (для чего нужны мыло/тапочки/сковорода/градусник/часы, что делает повар/строитель/парикмахер/певец/пожарный и тому подобные)
Мелкая моторика:
- Проводить прямые (вертикальные, горизонтальные наклонные), волнистые линии нужной длины, рисовать круги, прямоугольники.
- Обводить рисунки по точкам, не отрывая карандаш от бумаги.
- Раскрашивать или заштриховывать картинки, не выходя за контур.
- Катать из кусочков пластилина шарики и бревнышки.
- Катать камешки, бусинки, собирать пальцы в щепотку.
- Нанизывать пуговицы или бусины на нитку, завязывать узлы на толстой веревке.
- Показывать колечки, поочередно соединяя каждый пальчик с большим.
- Застегивать молнии, пуговицы, крючки.
- Собирать кубики, мозаику, конструктор.
Ирина Чеснова
//
При размещении этого материала на других ресурсах не забудьте добавить активную ссылку: www.irina-chesnova.ru.
|