Умные мысли
«Человек, в детстве безгранично любимый матерью, на всю жизнь сохраняет в себе чувство победителя, ту веру в успех, которая зачастую действительно приводит к успеху»
(З. Фрейд)
|
|
Раннее развитие. Методики.
|
Метод Никитиных
Борис Павлович (1916-1999) и Лена Алексеевна (род. 1930) Никитины, самые известные родители Советского Союза, воспитали семерых детей. Свою методику они назвали НУВЭРС (необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей): если способности вовремя не нашли своей реализации, то их потенциал угасает. Способности, получившие поддержку на ранних стадиях жизни, потом развиваются еще больше.
Принципы системы:
- Первое условие успешного развития способностей - раннее начало. Условия для развития должны опережать этот процесс. Поэтому нужно создать богатую развивающую среду, которая пробудит интерес ребенка к различным областям знаний.
- Детям нужна свобода творчества в играх, никакого принуждения. Дети занимаются тем, что им интересно, и столько, сколько хотят.
- Легкая одежда, закаливание и спортивная обстановка в доме. Спорт – неотъемлемая часть жизни.
- Искренний интерес родителей к жизни ребенка, активное участие в его играх и занятиях, поощрение творчества, совместный труд. При этом никогда не нужно делать за ребенка то, с чем он способен справиться сам, и не решать за него то, что он может решить самостоятельно.
Б.П. Никитин разработал целый комплекс многовариантных игр для детей разного возраста (самые популярные – «Сложи узор», «Уникуб», «Сложи квадрат»), развивающих пространственное воображение, представление о форме и цвете и дающих пищу для фантазии и творчества. Постепенное возрастание трудности задач в этих играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, ведь родителям категорически не рекомендуется подсказывать ему или объяснять способ решения.
Игра «Сложи узор» представляет собой 16 деревянных кубиков, где каждая грань имеет определенную окраску. С полуторагодовалыми детишками из кубиков можно выкладывать дорожки: синие, красные, желтые. Затем ребенок учится укладывать кубики в коробку определенным цветом вверх. И только после этого приступает к выполнению простых узоров.
В игру-головоломку «Сложи квадрат» входят 12 разноцветных квадратов, состоящих из нескольких частей: из двух прямоугольников, из двух треугольников и т.д. Ребенку нужно вновь собрать квадраты из разрезанных частей (после 2 лет).
«Уникуб» представляет собой 27 небольших деревянных кубиков с цветными гранями. Ребенку нужно складывать из них различные трехмерные фигуры и композиции по предлагаемым схемам (для детей от 1,5 лет).
Книги Никитиных: «Наши уроки», «Первый год, первый день», «Развивающие игры», «Ступеньки творчества или развивающие игры», «Мы и наши дети», «Резервы здоровья наших детей» и др.
Для кого? Для детишек с рождения.
Слабые стороны:
- Система Никитиных делает акцент на физическом и интеллектуальном развитии (игры Бориса Павловича прекрасно развивают логику, аналитические способности, пространственное мышление, интеллект), но уделяет мало внимания эмоциональное составляющей. Эта методика должна быть уравновешена занятиями искусством и гуманитарными дисциплинами.
- Установка на то, что ребенок занимается только тем, что ему интересно, содержит в себе немало подводных камней. Безусловно, без интереса нет удовольствия и настоящего развития, однако, все же по мере взросления малыша «интересные» занятия должны сочетаться с занятиями «полезными» и «нужными», воспитывающими внутреннюю дисциплину, умение прикладывать усилия. Иначе дитятко так и будет всю жизнь избегать делать то, что трудно и не хочется, в пользу того, что интересно и легко.
Ирина Чеснова
При размещении этого материала на других ресурсах не забудьте добавить активную ссылку: www.irina-chesnova.ru.
| |