Умные мысли
«Почему мы
не влюбляемся каждый месяц в кого-то нового? Потому что при расставаниях нам пришлось бы лишаться частицы собственного сердца»
(З. Фрейд)
От 1 до 7. Раннее развитие
Метод Глена Домана
Глен Доман – американский военный врач-нейрофизиолог, основатель «Института достижений человеческого потенциала» в Филадельфии. Первоначально занимался проблемами лечения и обучения детей с мозговыми травмами. Добившись впечатляющих результатов, Доман экстраполировал свою методику и на здоровых деток.

Его книги: «Как дать ребенку энциклопедические знания», «Как научить ребенка читать», «Как обучить ребенка математике», «Как сделать ребенка физически совершенным», «Гармоничное развитие ребенка».
Принципы системы:
  • Интеллект не развивается без движения, поэтому надо предоставить ребенку возможность двигаться с первых дней жизни, заниматься с ним гимнастикой, вертеть, крутить, учить преодолевать преграды. Доман создал специальный трек для ползания, который устанавливается под небольшим наклоном. В него следует помещать малышей первый месяцев жизни для совершенствования двигательных навыков.
  • Больше всего на свете дети хотят учиться, стремление к познанию заложено в каждом из них, но только получая интересную и полезную информацию, мозг ребенка учится работать. Основной материал для занятий по методике Домана – многочисленные карточки: с фотографиями, рисунками, словами, крупными красными точками (в математике), представляющие собой систематизированные по разделам сведения об окружающем мире. Разделы такие: биология, история, география, музыка, искусство, математика, анатомия человека, общие знания, язык, литература. Разделы, в свою очередь, делятся на категории (для биологии это, например, «Рыбы», «Деревья», «Птицы» и пр.).
  • Занятия начинают с демонстрации трех различных категорий по 10 карточек в каждой (на показ одной карточки должна уходить одна секунда). При этом четко проговаривается то, что на них изображено (написано). Каждая категория (например, «Птицы», «Писатели», «Города») в течение дня демонстрируется 3 раза. Постепенно добавляются все новые и новые категории, пока их ежедневное количество не достигнет 12 (при показе 3 раза в день).
  • Помимо этого необходимо также 3 раза в день показывать 25 карточек со словами (для обучения чтению) и 3 раза – карточки с красными точками (математика). Количество демонстраций каждого слова - 3 раза в день в течение 5 дней. Затем карточки ротируются.
  • После того, как ребенок просмотрит тысячу карточек, начинает их повторный показ, который содержит более углубленные знания. Методика опирается на способность маленького ребенка запомнить большой объем информации. Таким образом, тренируется память и развивается высокий интеллект.

Для кого? Для детишек 0-5 лет.

Слабые стороны:
  • Невероятная трудоемкость методики: надо найти время не только для того, чтобы несколько раз в день предъявлять ребенку карточки на самые разные темы, но и чтобы сначала их смастерить, систематизировав по разделам и категориям. Правда, сейчас в продаже есть наборы карточек, специально предназначенные для таких занятий.
  • Процесс передачи знаний в методике искусственный (здесь нет никакого творчества и не надо добывать информацию). Его обязательно надо дополнять изучением реального мира, возможностью не только увидеть и услышать, но и потрогать-понюхать-облизать.
  • Систему Домана называют методикой «чистого разума». У ребенка практически не развивается эмоциональная сфера, творческие и исследовательские способности: он просто сидит и усваивает информацию, как компьютер. В результате (если ограничиться только этим методом), мы получим биоробота, физически развитого и напичканного энциклопедическим знаниями, но не умеющего думать, с нулевым социальным интеллектом и без образного мышления.
    Тем не менее, в сочетании с другими педагогическими системами, элементы методики Домана дают очень хорошие результаты.
Ирина Чеснова
При размещении этого материала на других ресурсах не забудьте добавить активную ссылку: www.irina-chesnova.ru.
Комментарии к статье: