Уголок хочушки
В ожидании малыша
Рождение
Первый год
От 1 до 7
Школа
М и Ж
Я – мама
Что читать?
|
Умные мысли
«Почему мы
не влюбляемся каждый месяц в кого-то нового? Потому что при расставаниях нам пришлось бы лишаться частицы собственного сердца»
(З. Фрейд)
|
|
От 1 до 7. Раннее развитие |
Метод Марии Монтессори
Это тщательно продуманный, логически построенный, специально «подготовленный» мир. В нем царствует порядок. Такой порядок, который особенно необходим ребенку для развития и который помогает малышу связать свои первые – хаотичные, разрозненные – впечатления об окружающей жизни в единую красочную картинку. Понять эту жизнь, уловив причинно-следственные связи, органично влиться в нее и свободно в ней ориентироваться.
Самые известные факты о системе М. Монтессори:
Ключевое слово: свобода.
Основная черта: безграничная вера в уникальность и неповторимость каждого ребенка, познающего мир в соответствии с собственным планом развития, в своем темпе и ритме.
Главная идея: стимулирование ребенка к саморазвитию через специально созданную среду, отвечающую спонтанному и ненасытному стремлению ребенка к движению вперед. В ней малыш развивает свои физические функции, формирует моторные и сенсорные навыки, учится упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, связывать приобретенный опыт в единое целое.
Девиз: «помоги мне это сделать самому».
Находясь в специальной обучающей среде, ребенок отправляется в «свободное плавание» - он сам выбирает тот вид деятельности, которым хочет заниматься, удовлетворяя свой познавательный интерес и внутреннюю потребность в развитии. Суть методики состоит в том, чтобы подвигнуть ребенка к самовоспитанию и самообучению, задача же взрослого – не передавать малышу знания, а помогать ему собирать и накапливать собственные, ничего при этом не навязывая.
Сама М. Монтессори (1870-1952) начинала с работы с умственно отсталыми детьми, в дальнейшем же переключилась со специальной педагогики на общую. Ее книги: «Мой метод», «Дом ребенка. Метод начальной педагогики», «Впитывающий разум ребенка» и др.
Специально подготовленная среда в Монтессори-центрах состоит из пяти «зон», соответствующих пяти областям развития:
- Зона практической жизни. Здесь малыш учится следить за собой и своими вещами (стирать, гладить, шнуровать ботинки, застегивать молнию, мыть полы, чистить обувь и так далее).
- Зона сенсорного развития тренирует органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание).
- Зона математики. Ребенок учится выполнять различные математические операции, осваивает количественный и порядковый счет.
- Зона русского языка. Здесь малыш получает возможность расширить свой словарный запас, знакомится с буквами, составляет первые слова и готовит руку к письму.
- «Космическая» зона помогает упорядочить первые представления об окружающем мире, о взаимосвязях и взаимодействии явлений и предметов, изучить основы физики, ботаники, зоологии, анатомии, географии, астрономии.
Каждая из этих зон содержит соответствующие развивающие пособия (Монтессори-материалы), которые находятся в свободном доступе для малыша. Таким образом, он сам выбирает, когда и чем будет заниматься, сколько на это потратит времени и с кем из «одногруппников» будет сотрудничать. Именно так и выполняется его индивидуальный план развития. Именно так и достигается никем не ущемляемое чувство внутренней свободы.
Над малышом никто не довлеет. Ведь «учитель» (Монтессори-педагог) лишь лаконично показывает ему, как использовать материалы (проводит презентацию), а затем наблюдает за процессом его освоения, мягко корректируя деятельность ребенка только при необходимости и поддерживая его интерес. Кроме того, учитель устанавливает правила поведения детей в группе («Поработал – убери», «Не мешай другим» и тому подобное) и следит за их исполнением.
Что такое Монтессори-материалы?
Монтессори-материалы – это нечто среднее между учебными пособиями и развивающими играми. Это уникальные пособия, помогающие ребенку не только узнавать что-то новое, но и самому контролировать правильность выполнения задания, исправлять свои ошибки.
В Монтессори-центрах материалов огромное количество. Вот их далеко не полный список.
Зона практической жизни: столик для стирки белья со встроенными тазиками, комплект для работы с водой или снегом, наборы для резки (деревянные овощи и фрукты), всевозможные застежки (с молнией, бантами, пуговицами, шнуровкой, липучками, кнопками, ремешками и крючочками), наборы для переливания воды, пересыпания из кувшина в кувшин, мытья посуды, чистки обуви, подметания пола, гладильная доска и маленький утюжок, сушилка для белья, доска для плетения косичек.
Зона сенсорного развития: цветные таблички (изучение цветов), доски для ощупывания (с разнофактурными поверхностями), настенные модули для развития тактильных ощущений, сенсорные мячики, звучащие блоки, коробочки с цилиндрами-вкладышами (вставлять цилиндрики в отверстия), шкафчики с объемными деревянными фигурами (нужно всунуть фигуру в дырочку на шкафчике), лестницы и башни для различения форм и размеров, пирамидки с кубиками и кольцами, доски для сбора, сортировки и нанизывания геометрических фигур, конструкторы, пособия для поиска равновесия, шкафчики и модули с разнообразными замочками/задвижками.
Зона математики: деревянные геометрические паззлы, геометрические тела, наборы «штанг» (однотонных или двухцветных палочек) для счета, карточки/дощечки с цифрами, счеты. Для групп от 3 до 6 лет: доска для умножения, доска для деления, материал для измерения дробей, материал для измерения углов, «треугольники» для построения площадей.
Зона русского языка: шероховатые буквы (для обведения пальчиком), ящик для рисования на песке и манке, наборы тематических деревянных рамок-вкладышей, разные карточки для расширения словарного запаса, наборы муляжей (животные, овощи-фрукты, транспорт), детские книжки и энциклопедии.
«Космическая» зона: деревянные рамки-вкладыши (части дерева, части цветка и тому подоное), карта мира, карта России, паззл «Эмоции». Для групп от 3 до 6 лет: телескоп, сообщающиеся сосуды, кораллы и раковины, объемная конструкция-паззл «Части тела человека», весы и гири, наборы магнитов и прочее.
Кроме того, в Монтессори-центрах есть игровые зоны с сухим бассейном, лесенками, деревянными бумами, горками, турниками и забавными каталками для малышей.
Вместе с тем, Монтессори-педагогика намного глубже, чем рассказывается о ней в несметном количестве статей и обзоров. Потому что она не просто развивает у ребенка все органы чувств, не просто помогает ему овладевать навыками самообслуживания, узнавать все необходимые свойства предметов, обучаться чтению, письму и математике, мыслить логически, не только учит самостоятельности, самоконтролю и уверенности в собственных силах…
Она помогает маленькому человечку систематизировать новые знания и сведения, выявлять идущую изнутри связь предметов, сосредотачиваться на интересном для него занятии и перенаправлять энергию с беспорядочного расплескивания на конструктивную, осмысленную деятельность. Взаимодействовать с окружающим миром, оставаясь внутренне свободным, но при этом уважать и право других на такую же степень свободы. Понять собственное «Я», мир вокруг и пойти своим неповторимым путем.
Однако у этого метода есть и свои слабые стороны.
Слабые стороны:
- Прекрасно развивая аналитические способности, логику, моторику и сенсорику, классический метод Монтессори практически игнорирует творческое самовыражение ребенка, не развивает фантазию, в нем нет спонтанных детских игр, стихов и сказок. А без этого развитие малыша не будет полноценным и гармоничным. Поэтому в современных Монтессори-группах и мини-детских садах работа в «классе» является лишь небольшой частью общей программы, куда также включаются более детальное знакомство с окружающим миром, театр юного зрителя, музыкальные паузы, игровая гимнастика.
- Самостоятельное освоение материала не добавляет опыта общения и взаимодействия с другими детьми.
- У ребенка, привыкшему к тому, что над ним никто не довлеет, могут возникнуть затем трудности в адаптации в школе, которая требует дисциплины и признания авторитета учителя.
Ирина Чеснова
При размещении этого материала на других ресурсах не забудьте добавить активную ссылку: www.irina-chesnova.ru.
| |